Снежок порхает, кружится, на улицах бело,

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

В саду, где пели зяблики,

Сегодня посмотри,

Как розовые яблоки,

На ветках — снегири.

Воспитатель обращает внимание детей на мягкий, пушистый, только что выпавший снег, на хрупкий лед на лужах, на голые деревья и другие признаки зи­мы, которые слепые дети могут определить самостоя­тельно.

Под влиянием прочитанного стихотворения обост­ренные восприятия детей надолго сохраняют в их па­мяти картины природы, нарисованные в стихотворении и увиденные ими в натуре.

Очень важной стороной в эстетическом воспитании слепого дошкольника должна стать работа по обучению выразительному чтению и пересказу.

При этом методы обучения выразительному чтению зависят от содержания стихотворения, от его смысла. Если стихотворение построено на звукоподражании, то для этого хорошо познакомить детей с криками животных. В стихотворения, отражающие действия человека или животных, хорошо вводить инсценировки выполнения всех действий, изображенных в стихотворении. Этот прием создаст у слепых детей яркие, запоминающиеся эмоции, живую картину действий, вызывая естественные интонации при чтении стихотворения. Дети легко запоминают такие стихи.

В некоторых случаях для обучения выразительному чтению стихотворений следует провести построчный анализ, разъясняя и показывая детям смысловое содержание стихотворения.

В дошкольной группе Московской школы слепых дети разучивали стихотворение о Ленине.

Воспитатель выразительно прочитал стихотворение и разобрал его с детьми. Дети слушали и рассуждали, о чем рассказывается в каждой строчке, оценивали и вместе с воспитателем решали, как она должна звучать. Воспитатель сопровождает подробный анализ стихотворения четким и выразительным чтением. Заставляет повторить и воспроизвести все оттенки интонации при прочтении стихотворения. Дети хорошо запомнили и выразительно читали это стихотворение.

Первое условие развития выразительной речи слепого дошкольника - это понимание текста, знание значения слов, наличие конкретных знаний о том, что говорится в стихотворении.

Понимая и четко представляя содержание стихотворения, слепой ребенок обычно без особого труда находит смысловую характеристику предложения, правильно ставит смысловые ударенияв стихотворении. Однако здесь необходима помощь воспитателя, который помогает слепому осмыслить стихотворение.



Очень важно наряду с акцентом на смысловом уда­рении выдерживать ритм стихотворения.Это усваи­вается слепыми детьми дошкольноговозраста проще.

РОЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ И БЫТА

В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Одним из средств эстетического воспитания детей является окружающая обстановка, в которую входят не только красивые вещи, но и поведение людей» с ко­торыми общается ребенок.

Все, кто работает со слепыми, знают, что дети чув­ствуют уют, порядок. Обстановка всегда действует на детей организующе, красивые вещи они берегут. Напри­мер, Валя говорит: «По ковровым дорожкам в галошах ходить нельзя, они пачкаются, я сниму галоши и понесу их в руках до шкафчика»

А. С. Макаренко считал организацию эстетики быта непременным условием решения задач эстетического воспитания.

Понятие «красиво» воспитатели всегда стараются связывать с чистотой и аккуратностью. Красивая сервировка стола, чистота скатерти, подбор посуды, пра­вильно и красиво разложенные салфетки помогают прививать детям художественный вкус.

Привлекая внимание детей к красивым вещам, вос­питатель учит видеть и понимать красоту, чувствовать тонкость и филигранность работы мастеров, создавших эти вещи. Например, рассматривая с детьми посуду, их внимание обращают на разнообразные ее формы.

Эстетическое воспитание предполагает воспитание восприятия и правильного понимания прекрасного в ис­кусстве, в общественной жизни, в быту, в природе и способности к самостоятельному творчеству. Эстетическое воспитание включает формирование чувства пре- красного не только средствами искусства, но и всей нашей жизнью; труд и быт, поступки и взаимоотношения людей являютсясредствами эстетического воспитания переживания, связанные с восприятием искусств, родной природы, поступков человека оказывают огромное влияние на нравственный облик детей, облагораживая их.



На экскурсиях к архитектурным сооружениям следует показать красоту своего родного города, рассказать о красоте улиц, о бульварах, скверах и парках.

В беседах после экскурсий дети рассказывают, где они были, что знают о своем городе. Такие экскурсии обогащают представления детей, вызывают творческую активность, влияют на формирование доброжелательного отношения друг к другу и к окружающим людям.

Предметы и явления, к которым воспитатель привлекает внимание детей, должны быть доступны пониманию и чувствам детей. В дни праздников празднично оформленные колонны, костюмы, торжественный марш, вызывают положительные эмоции детей. В день рождения Любы воспитатель обращает внимание детей на нарядное платье. Он говорит, что платье красиво сшито и к лицу Любе. При этом отмечает, что платье с любовью, старательно шили на фабрике, как будто знали, что Люба оденет его в день своего рождения.

Природа дает богатейший материал не только для развития осязания, обоняния и слуха, но и для формирования эстетических чувств. Огромные возможности эстетического отношения к природе открываются летом, когда дети живут на даче. Ажурные рябины, раскидистые дубы, стройные сосны, кудрявые березки, орешники – все используется воспитателем длятого, чтобы дошкольники почувствовали красоту зеленого леса. Обследовали руками ветки дуба, березы, елки, акации, уметь различать формы листьев и узнавать плоды деревьев— этому учат воспитатели своих питомцев. Рассматривая березу, воспитатель обра­щает внимание детей на длинные поникшие ветви, на атласную кору. Дети потрогали, погладили кору и тон­кие нежные веточки. Витя говорит: «Ой, какая нежная точка, сразу поломается, их ломать нельзя».

Красивые разноголосые птицы оживляют тишину ле­са. Дети с удовольствием слушают пение птиц, кукушку, они ходят в лес за цветами, составляют букеты. Воспи­татель учит детей называть цветы и различать их по форме и запаху.

Наблюдения за природой следует начинать с ранней весны, когда она оживает: разбухают почки, распуска­ются клейкие листочки. Если листья растереть, чувст­вуется их горьковатый запах.

Как только зацветает черемуха, воспитать, пока­зывая ветки черемухи, читает детям стихотворение и рассказывает о ее нежно-белых цветах, обращает вни­мание детей на то, как можно красиво о ней рассказать.

Вслед за черемухой распускается сирень. Дети срав­нивают сирень с черемухой, учатся различать их по форме листьев и по запаху цветов. Дети знакомятся с цветущей липой. На аромат липы дети сами обращают внимание.

Выразительно и уместно прочитанное стихотворение возбуждает интерес к природе и помогает детям самостоятельно сделать вывод о том, что пчелы собирают мед. Воспитатель дает детям понюхать цветы липы и мед, дети определяют, что мед пахнет так же, как и липа.

Истинное удовольствие доставляет детям купание и реке. Детям кажется, что они умеют плавать, нырять. Резиновые круги помогают им хорошо держаться на воде, брызги, шум, радостные возгласы всегда сопровождают купание. «Вода теплая, приятная. Песок на берегу мелкий, горячий, даже ноги жжет»,— говорят дети. Воспитатель разделяет с ними радость познания окружа­ющего.

Воспитатели привлекают детей к участию в укра­шении помещения школы, группы. Дежурные ежедневно приносят букеты цветов, ставят на стол в столовой, ме­няют воду; при этом воспитатель рассказывает, что цветы лучше срывать с длинными стебельками, они кра­сивее выглядят в вазе.

Красиво сервированный стол, ваза с цветами — все это является стимулом для поддержания порядка в груп­повой комнате, для создания теплой и уютной обста­новки.

Воспитатель учит детей бережно охранять природу, ухаживать за растениями, за кроликами, за цыплятами, знакомит детей с трудом садоводов и т. д.

Учет прислушиваться к звукам леса, журчанию ручья, пению птиц, шелесту листвы и наслаждаться эти­ми звуками. Обращает внимание на шелковистую, мяг­кую травку, на множество полевых цветов, их приятный запах. Это воспитывает у детей чувство прекрасного.

В своей работе воспитатель использует поэтическое богатство А. С. Пушкина, Н. Л. Некрасова, А. Ы. Пле­щеева и других, на экскурсиях, прогулках читает детям стихи о родной природе.

ГЛАВА 6

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Нравственное воспитание является частью системы воспитательных воздействий, направленных на форми­рование у детей высоких моральных качеств, черт характера и поведения в соответствии с требованиями и монистической морали.

В новой Программе КПСС дан моральный кодекс строителя коммунизма. Соответствующие черты нужно формировать с раннего детства, учитывая при этом возрастные и специфические особенности развития ре­бенка.

Нравственное воспитание слепых дошкольников имеет те же цели и задачи, что и у зрячих: развить нравственные качества и привычки, нравственное сознание, воспитать представления о хорошем и плохом, коллективизм, любовь к Родине, дисциплинированность и культуру поведения.

Нравственное воспитание детей связано с созданием системы отношений ребенка к окружающему его миру. Это отношение к труду, к людям, к себе самому. У слепых детей эти системы отношений складываются иначе, чем у зрячих, хотя они не должны ни в какой мере отличаться по своим моральным качествам. Слепота не является причиной, приводящей к отклонению от моральных норм. И все-таки среди слепых детей нам приходится особое внимание обращать на нравственное воспитание, проводить работу по нравственному перевоспитанию чаще, чем среди зрячих. Это следствие неправильного воспитания слепых детей, неправильного отношения зрячих к слепым. Окружая слепого чрезмерным вниманием или ограничивая его общение со своими сверстниками из-за ложного стыда за слепоту, мы сами воспитываем в нем нежелательные нравственные качества.

Любой здоровый ребенок при таком отношении к нему родителей вырастал бы человеком, у которого недостаточно развито чувство коллективизма и чрезмер­но развиты эгоистические чувства.

Нравственное воспитание дошкольника должно быть воспитанием действенным, трудовым. Умение трудиться на благо общества становится мерилом нравственного коммунистического отношения к ЖИЗНИ.

Неприспособленность слепых детей, приходящих из семьи,— факт общеизвестный. Особенно вредно эта не­приспособленность сказывается на развитии активного отношения к жизни. Поэтому одна из самых важных задач, стоящих перед воспитателем в нравственном воспитании слепых детей,— это преодоление пассивного отношения к жизни и труду.


Рис. 9. Работа в саду.


Как же складываются отношения к труду у слепого ребенка? В практике семейного воспитания мы можем увидеть две противоположные системы воспитания, при­водящие, как правило, к одинаково отрицательному отношению к труду. Первая — это система оберегания и отгораживания ребенка от жизни и труда, приводя­щая к тому, что все трудовые операции, которые ребе­нок обязан выполнять сам, делают за него взрослые. У такого ребенка формируется отрицательное отношение к труду из-за неумения трудиться, из-за невозможности быстро овладеть элементарными навыками труда. Переход к школьному обучению, где перед ребенком ста­вятся сложные задачи, требующие ручной умелости и хорошо отработанных навыков, приводит к негативному, отрицательному отношению к любым трудовым опера­циям. Помощь зрячих сверстников и взрослых восприни­мается как само собой разумеющийся факт и может привести к развитию у детей черт иждивенчества, к про­тивопоставлению себя другим детям, как человека исключительного, которому обязаны все помогать. К по­добным явлениям приводит и отсутствие всякого внима­ния к слепому ребенку.

Вторая система, приводящая к формированию у слепого ребенка неправильного, отрицательного отно­шения к труду,— это предъявление непосильных для детей требований. При этой системе отношений со сле­пым ребенком не учитываются специфические трудности его развития. О слепоте ребенка как бы забывают. Ребенок начинает ненавидеть и учебу, и труд, так как не в состоянии справиться с требованиями родителей и воспитателей. К тому же он часто получает упреки за неправильно выполненные действия.

В воспитательной работе со слепыми детьми следует помнить, что слепого надо специально учить многому, тому, что зрячий приобретает сам, на основе подражания. И требования нужно соотносить с тем, чему ребенок был обучен.

Изоляция слепого ребенка от зрячих сверстников, оберегание от трудовой жизни, постоянное обслуживание и прислуживание вырабатывают у него иждивенческие эгоистические настроения. Он высокомерно про­тивопоставляет себя другим детям, требует снисхожде­ния к своим слабостям

и т. д.

При общении слепых детей со зрячими сверстниками наблюдается другая картина. Слепой ребенок, естест­венно, стремится играть и жить вместе со своими зря­чими товарищами. А они порой отстраняют его от игр, не принимают в свою компанию, жестоко ранят его.

До сих пор можно встретиться также с тем, что слепого ребенка дразнят, попрекают его слепотой. Все это, естественно, вызывает у него недоверие к зрячим детям и взрослым, отчужденно и даже озлобленность.

На эти ошибки организации воспитательной работы со слепыми и зрячими детьми следует особенно обра­тить внимание, так как они наносят ущерб развитию нравственных качеств личности тех и других. Задача дошкольного учреждения — сгладить эти трудности ста­новления личности слепого ребенка.

Труднее и сложнее, чем у зрячего, складывается у слепого ребенка отношение и к самому себе, так как сюда включается переживание своего дефекта. Очень многое зависит здесь от нашего отношения к детям. В одних случаях может возникнуть чувство неполноценности, в других — деспотизм, переоценка своих воз­можностей.

Все эти отрицательные качества личности слепого могут возникнуть как следствие неправильной практики воспитания, неправильной организации его жизни и де­ятельности, общения со зрячими товарищами.

Правильная организация жизни слепых детей при учете специфики их развития позволит воспитать у сле­пых высокие моральные качества, установить правиль­ны.- отношения к окружающему миру и людям.


snezhok-porhaet-kruzhitsya-na-ulicah-belo.html
sni-i-razmishleniya-ob-iniciative-i-vremeni.html
    PR.RU™